Яндекс.Метрика

Рынок электроприводов в России

Рынок электроприводов в России

На формирование рынка электроприводов в России существенное влияние оказала смена экономического строя, перепрофилирование предприятий некоторых отраслей и что самое важное – ломка системы проектирования-производства-стандартизации и контроля промышленного оборудования. Сегодня рынок электроприводов представлен несколькими крупными заводами по производству приводов и механизмов для ТПА (ЗАО «Тулаэлектропривод», ОАО «АБС ЗЭиМ Автоматизация» и другие) – это осколки плановой экономики. На этом рынке присутствует ряд оборонных предприятий (ФГУП «Уфимское  прибостроительное производственное объединение», ОАО «Прибор» г.Курск) чьи мощные инженерно-технические и производственные комплексы позволили освоить новое для них направление электроприводов для ТПА и вывести на рынок новые, уникальные продукты и несколько молодых агрессивных компаний делающих ставку на  агрессивный маркетинг (ТЭК, ЭЛИСИ) и принципиально новые для рынка решения.

Однако даже то, что разрабатывается и производится сегодня, во многом определено той самой системой проектирования, производства и стандартизации что и раньше. Так, существовавшее ранее разделение на конструкторские бюро и производственные предприятия, выпускающие продукцию, разработанную в этих конструкторских бюро, приводит к тому, что многие крупные предприятия арматурного рынка и рынка приводов испытывают дефицит не столько разработчиков, сколько навыков, механизмов разработки новой техники. С другой стороны, сильный инженерный состав конструкторских бюро, имеющих интересные и потенциально востребованные рынком разработки, не имеет возможности поставить на серию и вывести на рынок эти интересные ему продукты.

Но обо всём по порядку.

О интеллектуализации и изменении принципов проектирования.

Рынок приводов сейчас находится в куда более интересной стадии, чем арматурный. Традиционно, привод был второстепенным устройством - придатком арматуры, и проектировщики закладывали 30с941нж, и всё. (Т.е. задвижка клиновая электроприводная корпус стальной, клин нержавеющий). Первичны были условия и задачи технологов, выбирающих арматуру.  Изначально проектировалась технологическая линия, а электропривод был лишь устройством, приводящим её в движение, и не имел принципиального значения.  Это приводило к тому, что производитель приводов находился в невыгодных условиях – конечный потребитель был от него «скрыт» и основным каналом сбыта являлся для него производитель арматуры или каких-то узлов, либо комплектовщик. Сейчас это состояние кардинально меняется!

В новых проектах капитального строительствах серьёзных объектов строят изначально системы АСУТП (автоматические системы управления технологическим процессом) – от контроллера верхнего уровня, и спускаются ниже к полевым устройствам – привод это связь технологической линии с верхним уровнем и параметры его выбора теперь много критичней. Эту ситуацию очень тонко чувствуют все иностранные производители и некоторые, только некоторые! российские приводчики, отсюда так много сложностей с протоколами-интерфейсами, скоростью потока данных и главное совместимостью протоколов и программного обеспечения полевых устройств с контроллерами верхнего уровня.
Очевидно что такая ситуация не везде. На «серьёзных» ответственных процессах, там, где от работы мощного дорогого многоканального контроллера зависит всё и вся будет «интеллектуальный привод». В канализационном колодце он не нужен и его там не будет. Т.е. думаю, пройдёт со временем чёткая граница между процессами высокой ответственности, элементарными локальными контурами регулирования, и ещё – простыми операциями «закрыть-открыть». Это в свою очередь ведёт к тому, что основными каналами для сбыта для производителя приводов являются инжиниринговые компании и главное: производитель привода получает доступ к основной группе влияния – проектировщикам.
Теперь об «интеллектуальном приводе». Это устройство, имеющее в составе не тиристорный пускатель, как почему-то считается в России, а микропроцессор, который, во-первых, имеет возможность программных режимов работы, во-вторых, этот привод имеет возможность внутреннего самотестирования и тестирования арматуры по параметрам привода.

Основная идея продвижения «интеллектуального привода» компании ROTORK – мирового лидера в производстве приводов заключается в том, что «умный привод» – это привод, который сам скажет, когда арматура, на которую он установлен, нуждается в ремонте и замене. Это диагностика полевого устройства без демонтажа – мечта любого метролога, технолога и главного инженера, живущего планово-предупредительными ремонтами и осмотрами-остановами согласно СТП предприятия.  
Мало кто из российских производителей решает эту задачу в своём оборудовании.
Но для российских промышленных предприятий с их культурой производства и принципом построения и обслуживания технологических процессов, это преждевременно – такие решения больше применяются на установках и сложных технологических циклах нефтепереработки, и то всё больше за счёт интеллектуальных позиционеров на пневмоклапанах. На рынке же электроприводов такое новшество придёт только - только внедряется. Для большей части российского рынка электроприводов встроенного пускателя (коммутирующего силовую цепь устройства от сигнала контроллера) и повышенных функций защит, аналогового  позиционера и цифрового управления по единому кабелю более чем достаточно. И новые системы АСУТП с модернизированной системой управления это просто уход от шкафных аппаратных средств и улучшения управляемости и мобильности всей системы. Поэтому с точки зрения функциональных возможностей «интеллекта» для приводов российские производители далеко не полные аналоги зарубежным производителям. Но количество точек, где этот «правильный» интеллект востребован ещё ничтожно мало.

Разночтение стандартов отечественных и импортных приводов.

Основным нормативным документом для разработки и производства приводов являлся ГОСТ. Следует отметить, что в России существует очень чёткое разделение на приводы запорные (ГОСТ…) и механизмы регулирующие (ГОСТ 7192-89). Это имеет принципиальное значение при технико-экономическом анализе и сравнение российских приводов и зарубежных аналогов. Так согласно ГОСТ 7192-89 механизм, регулирующий должен иметь коэффициент запаса по моменту 1,7, запорный привод – 1,3. В сопроводительной документации указывается номинальный момент без учёта запаса, в то время как практически все приводы зарубежного производство имеют максимальный момент такой. Как указано в документации. Следовательно, если специалист по закупкам сравнивает предложения фирм и паспортные данные регулирующих приводов российского и зарубежного производства он сравнивает заведомо неравные вещи. Так если предложен механизм 100 нм, то российский привод с такими паспортными данными имеет на самом деле момент 180 Нм. Следовательно, при залипании или клине арматуры зарубежный аналог не сможет стронуть рабочий орган арматуры, если привод подобран «впритык», российские регламентирующие документы это предусматривают и привод российского производства арматуру «сдёрнет». Это лишь один из пунктов разночтения стандартов. Основная проблема для импортной техники у нас – наши технологические линии на объектах и оборудование, спроектированное по ГОСТам, дополняют друг друга, являясь обломками единой системы проектирования. Сегодня часть функций приводов подводятся по единые стандарты ISO, EN, ANSI, но это в большей степени касается  стандартизации посадочных мест на арматуру, присоединительных размеров и систем управления приводными устройствами.

О сегментации, конкурентной ситуации, игроках и их продуктах.

По разным оценкам ёмкость рынка приводов в России на последний, докризисный, 2007 год составляла 100-115 млн.$  Итоги 2009 года ещё предстоит подвести, но данный момент падение оценивается в 30% в натуральном выражении и 40-45% в денежном столь существенная разница обуславливается ростом курса валюты.

Структура рынка приводов для ТПА по типам действия поворотного органа:

четвертьоборотных – 32% (3/1 - фланцевые / рычажные)

прямоходных – 11 %

многооборотных – 57%

Сегментация приводов для ТПА:

Рынок приводов для ТПА может быть сегментирован по принципу действия арматуры это приводы для арматуры поворотного принципа действия (дисковых затворов и кранов шаровых), прямоходного принципа действия (клапаны седельные, поршневые) и многооборотного принципа действия (задвижки и клапаны некоторых арматуростроителей), а также рычажные механизмы.

Рынок поворотных приводов:

Рисунок 1  

Рынок прямоходных механизмов.

Клапан это чаще  всего регулирующая арматура, потому механизм, который приводит его в движение, регламентируется ГОСТом на регулирующие устройства. Арматура подобного принципа действия используется для объектов химии, нефтехимии, а также пара и воды в теплоснабжении. В нефтехимии и химии, как правило, стремятся избегать силовых кабелей 220/380, поэтому приводы используют пневматические, так называемые МИМ (механизм исполнительный мембранный).

 Взрывозащищённые приводы с клапанами это сегмент НГДУ (нефте-газодобычи), на установках под открытым небом – установках первичного сбора нефти и устройствах первичной подготовки высокосернистой нефти. Есть и другие области применения, но этот сегмент наиболее массовый. Прямоходные приводы общепромышленного исполнения – это теплоэнергетика, всевозможные мини-котельные, блочно-модульные тепловые пункты или подвод пара и горячей воды к технологическим установкам в металлургии, крайне редко нефтехимии (100% взрывозащищённое исполнение вне зависимости от зоны установки):

  Рисунок 2

Рынок многооборотных приводов.

Самый массовый рынок. По оценкам специалистов рынка арматуры на долю задвижек приходиться 50-55% рынка арматуры вообще. Традиционно сильна на этом рынке Тула, как предприятие созданное на этапе плановой экономики специально для выпуска этих приводов, однако Тулу серьёзно потеснила немецкая AUMA, европейский лидер. В мире она много уступает ROTORKу однако в России,  AUMA является бесспорным лидером.

Рисунок 3

 В заключении  некоторые тенденции развития техники и рынка в целом.

1. В связи со смещением добычи нефти в северные районы будет увеличиваться спрос на технику с климатическим исполнением УХЛ1.

2 . Увеличивается спрос на технику адаптированную под газ (природный газ), вероятно, это связано, во-первых, с перспективами экспорта газа в Европу и, во-вторых, с перспективой использования сопутствующих газов месторождений для газификации близлежащих районов, а также увеличения применения природного газа в энергетике.

3. Нужно отметить серьёзную активизацию зарубежных производителей в последнее время, так начали активно выставляться компании «EIM controls», «Schiebel», «ZPA PECKY» и др., а также «восточные» производители. Открываются представительства или организуются фирмы  - дистрибьюторы, направленные на продвижение этих приводов на российский рынок.

4. Изменяется система управления приводом -  встроенный пускатель и управление аналоговым сигналом (позиционер) не роскошь, а скорее необходимость.

5. Интеллектуализация приводов направлена на повышение защиты по технологическим параметрам арматуры и привода, объединение в блоке привода функций позиционирования и регулирования процесса (ПИД, ППД и проч.), обеспечение диагностики привода и арматуры.

6. Изменение способов управления и настройки: автоматическое, ручное, дистанционное и местное управление движением.

7. Увеличение контроля работы привода, арматуры и технологического процесса в целом с помощью сигнализация режимов работы, положения, состояния и параметров механизма, измерение и контроль электромеханических и тепловых параметров привода, архивизация параметров.

8. Усиление функций защит оборудования: автономное защитное отключение электродвигателя.  

9. Логическим развитием систем автоматизации производств в различных отраслях промышленности в направлении их децентрализации является интеллектуализация самого нижнего уровня систем-датчиков и исполнительных органов.

При этом появляются реальные технические возможности для решения важнейшей  задачи - задачи диагностики и прогнозирования технического состояния каждого элемента локального контура управления,  в том числе приводов и арматуры.

 10. В связи с динамичным изменением рынка арматуры и переориентации с задвижек на краны шаровые и затворы исковые, стремительно увеличивается доля поворотных приводов и сокращается доля многооборотных.

 11. В свете заявлений правительства о вводе новых энергоблоков и нехватки энергоресурсов, активно развивается «атомная тема» - традиционно здесь силён Тульский завод, есть ZPA Pecky, СКБП СПА и АБС ЗЭиМ Автоматизация, зарубежные приводы достаточно дороги и пытаются войти на этот рынок за счёт функциональности и новых систем управления. Это рынок с высоким входным барьером, но и NM здесь очень высока. Рынок более «инертен» по сравнению с рынком взрывозащищённого исполнения – длительный срок вывода техники, очень серьёзные требования стандартов, длительный цикл получение разрешений и цена «членского билета» высока – аккредитация предприятия включает даже обязательную аттестацию ТОP-менеджеров производителей на знанием норм и стандартов атомной промышленности. Очень осторожны здесь специалисты в части внедрения ноу-хау и решений на базе электроники.

 В целом рынок приводов в России сейчас очень динамично развивается, это связано с повсеместной автоматизацией, модернизаций принципов и технологий производства промышленных предприятий, строительств новых энергоблоков в энергетической отрасли, модернизации имеющихся и освоением новых месторождений, развитием темы увеличения глубины переработки нефти, заводов по сжижению газа, и конечно строительство новых и модернизация существующих нефтегазопроводов.  

Есть ряд принципиально иных решений для производства электроприводов для ТПА, это применение волнового редуктора в приводах, некоторых томских компаний («Сибирский машиностроитель», «ТЭК», «Томзэл»), это принципиально новая система автоматизации на базе «кустовой схемы» (привода «системы Мелехова», «ЭМКО-Динамика») и другие интересные решения. Ужесточающая конкуренция и модернизация производств позволяют ожидать в ближайшем будущем на этом новых находок не только в части технических характеристик, но и в части продвижения этих ноу-хау и маркетинговых решений.